Погода
Реклама

Реклама



Третий мостовой переход. За год до пуска

14 Октябрь 2013

Ровно через год в Новосибирске будет открыто движение по третьему мосту через Обь. Но до этой даты, которая, несомненно, войдет в историю города, мостостроителям предстоит провести монтаж уникальной арки. Этому инженерному сооружению прочат титул символа столицы Сибири. Наш корреспондент изучил проектную документацию и выяснил, как строители будут «выращивать» арку над руслом Оби.

Текст: Александр Колпаков

В феврале 2013 года, когда на правобережной строительной площадке третьего моста состоялась торжественная церемония стыковки металлоконструкций пролетного строения, специально приехавший в Новосибирск министр транспорта РФ Максим Соколов сказал: «Точка невозврата пройдена!»

Теперь уже нет никаких сомнений, что еще одна автодорожная переправа через Обь вскоре соединит берега реки в городской черте. Согласно государственному контракту, ровно через год состоится запуск движения по новому третьему мосту, имя которому дадут сами новосибирцы.

Одним из самых острых вопросов является финансирование пускового объекта. Но эта проблема фактически снята с повестки. В бюджете Новосибирска и Новосибирской области на следующий год уже заложено по 750 млн рублей на завершение строительства третьего моста. В первом квартале 2014 года станет известен объем финансирования из федерального бюджета. Фактически нет ощутимых препятствий для ввода объекта в срок.

«Впрочем, все работы ведутся по графику», – отмечает Валерий Жарков, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска.

Сегодня мостостроителям предстоит выполнить сложнейший комплекс работ – возвести арочную конструкцию над руслом Оби. Только после ее возведения и натяжки вантовых канатов закончится создание основной конструкции мостового перехода, общая длина которого составит 5,5 км. На нем будет предусмотрено шесть полос движения для автотранспорта, по три в каждом направлении, а за сутки третий мостовой переход сможет пропускать 33 тыс. единиц транспорта в обоих направлениях. Длина моста через Обь с учетом русловой и пойменной частей составит 2,09 км. Что увидят из окон проезжающие по новому третьему мосту автомобилисты? На представленной иллюстрации – начало путешествия по новому третьему мосту через Обь глазами авторов проекта. 

Арка есть арка

Сооружение мостового перехода через такую реку, как Обь, связано с решением множества сложных инженерных задач. Каждый из существующих мостовых переходов Новосибирска в своем роде уникален. Например, Димитровский, или, как его часто называют, новый, мост – первый цельносварной в Сибири. Но не все новосибирцы знают, что помимо мостов в Новосибирске и Барнауле, на реке Оби в городе Сургуте построен первый в Западной Сибири вантовый мост. Грандиозное инженерное сооружение, ставшее серьезным испытанием для мостостроителей региона.

Третий мост в Новосибирске потребовал стольких неординарных и уникальных решений, что по сложности, количеству инноваций и оригинальности решений вряд ли уступит сургутскому.

В 2008 году состоялся конкурс, и генеральным проектировщиком нового, третьего по счету новосибирского моста стал Институт «Стройпроект» (Санкт-Петербург). Со стороны мэрии проведение предпроектных, проектных работ и согласование курировал тогдашний первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов.

Коллективу проектного института предстояло в сжатые сроки разработать проектную документацию. Они со всей основательностью подошли к выбору варианта мостового перехода. На выбор в значительной мере повлияло геологическое строение этой части русла и поймы Оби. На этом участке зафиксированы тектонические нарушения: крепкие породы в зоне разлома перекрываются слабыми грунтами, опорные конструкции моста на которых возводить нельзя. Один из предложенных проектировщиками вариантов – вантовый мост. Но он был отвергнут. Такой мост на четверть дороже аналогов, кроме того, его главный пилон имел бы высоту порядка 150 м, что стало бы помехой для самолетов, заходящих на посадку в международный аэропорт Толмачёво. (Над руслом Оби проходит глиссада снижения самолетов.)

Чтобы перекрыть проблемную часть русла, проектировщики предложили арочную конструкцию, которую можно положить на мощные несущие опоры, устанавливающиеся на скальные породы по берегам Оби. Таким образом, арка сможет перекрыть проблемный участок без устройства опор в русле реки.

В результате технико-экономического сравнения вариантов конструктивных решений была выбрана так называемая сетчатая арка; в этом случае нагрузки дорожного полотна моста распределяются равномернее. Помимо нагрузок, такая арочная конструкция легче, прочнее и дешевле при монтаже.

Арка будет соединять русловой пролет длиной 380 м. Это самый длинный арочный пролет в России, его высота – 74 м. Две плоскости арок будут наклонены друг к другу под углом 12 градусов. А архитектурное решение моста в том, что арка будет напоминать лук. Это искусственное сооружение станет доминантой долины Оби в городской черте, вид на которую будет открываться из многих точек города.

Как будем надвигать?

В лексикон новосибирцев слово «надвижка» вошло в самом начале 80-х годов прошлого века. Тогда десятки, а может, и сотни тысяч горожан, ежедневно проезжая по коммунальному мосту, через окна трамваев, автобусов или троллейбусов видели, как мостостроители надвигают на русловые опоры стальные конструкции метромоста. Это было завораживающее зрелище: метромост на глазах рос в длину и двигался от одной русловой опоры на Оби к другой. В те годы Новосибирск жил ожиданием метро, и горожане непосредственно могли наблюдать за движением на стройке. Как вспоминают очевидцы, многие даже переживали, когда видели, как стальная конструкция метромоста провисала, не дотянувшись до следующей опоры.

Слово «надвижка» вновь появилось в новосибирских СМИ в связи со строительством третьего моста. Затяжка пролетного строения, собранная на стапеле, на крутом берегу в Бугринской роще, также надвигалась на береговые, а затем и на временные русловые опоры. На страницах нашего журнала мы неоднократно рассказывали об этом. Наш корреспондент застал один из очередных этапов работ по надвижке пролетной конструкции, когда многотонная конструкция при помощи домкратов проделала 70-метровый путь к очередной опоре. Стальная махина медленно, фактически незаметно для глаза плыла, подталкиваемая домкратами, поскрипывая, в сопровождении фонового гула.

16 февраля 2013 года в присутствии министра транспорта РФ Максима Соколова была проведена заключительная двухметровая надвижка пролетного строения третьего моста, состоялась стыковка. Теперь стало возможным пройти путь пешком с левого на правый берег по стальному перекрытию третьего моста.

Но слово «надвижка» еще целый год будет звучать в информационных сообщениях из Новосибирска. Впрочем, теперь оно будет относиться к способу сооружения арочной конструкции мостового перехода.

Как оказалось, в бассейне Оби нет плавучего крана соответствующей грузоподъемности, с помощью которого можно построить арочную конструкцию. Такой плавучий кран затруднил бы судоходство в русле Оби, поэтому проектировщики из Института «Стройпроект» применили инновационные решения. Пришлось даже вносить коррективы в проект и заново проходить экспертизу.

Способ, с помощью которого через неделю начнется сооружение арки над Обью, называется конвейерно-тыловой сборкой и надвижкой. Все работы по монтажу свода арки будут осуществлены за 18 стадий.

А схема работ достаточно проста. На сборочных площадках стапелей, расположенных над самыми мощными опорами мостового перехода – пятой и шестой, – из металлоконструкций будет вестись сборка затяжки арки. Собранная на стапеле часть свода при помощи домкратов будет перемещаться по направляющей раме на расстояние, достаточное для установки очередного блока свода. Для этого будет выполнено пять циклов с ходом поршня по 2 м. Кроме того, при каждом цикле будут включаться в работу так называемые стренды, чтобы временные опоры не перемещались и были устойчивыми. По завершении каждой стадии будет проверяться плановое положение. В целом, новосибирцы увидят интересную инженерную работу по монтажу свода арки.

Как известно, арка будет состоять из двух частей, наклоненных друг к другу под углом 12 градусов. Обе части арки будут выкрашены в красный цвет.

Что еще предстоит сделать?

Помимо монтажных работ, специалистам Мостоотряда № 38 ОАО «Сибмост» над русловой частью предстоит проделать масштабные завершающие работы на двух берегах Оби. Как известно, в состав пускового комплекса входят две транспортные развязки – на улицах Ватутина и Большевистская.

«В настоящее время асфальтируется эстакадная часть моста, монтируются опоры освещения. В Бугринской роще высаживается шумозащитная лесополоса. В плановом порядке идет строительство транспортной развязки на улице Большевистской», – так охарактеризовал текущую работу заместитель мэра Новосибирска, руководитель Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Валерий Жарков.

Но неожиданно встала проблема отселения жителей из домов, попадающих в зону строительства подходов к мосту. Это «одна из головных болей» городской администрации как заказчика строительства мостового перехода. Сегодня в очереди на снос 47 домов, которые уже тормозят ход строительных работ мостового перехода. С собственниками 16-ти домов уже заключены соглашения о выкупе и выплатах компенсаций. А вот в отношении семи домов поданы иски, которые рассматриваются в Октябрьском районном суде. Тем временем строительство транспортной развязки на улице Большевистской идет полным ходом.

На заключительной стадии и работы по возведению левобережного автомобильного подхода. За прошедший дорожный сезон полностью вылито цементно-бетонное дорожное полотно от развязки на улице Ватутина до мостового перехода, установлены опоры освещения, прокладывается тротуар, а для жителей левого берега через автодорожный подход строится пешеходный мост в Бугринскую рощу.

До пуска движения осталось совсем не много времени. Пройдет торжественная церемония открытия, и новосибирцы будут ездить с одного берега Оби на другой, вспоминая, как долго они ожидали третий мостовой переход.  

Справка

Заметим, что в России «сетчатая арка» возводится впервые. Модель руслового пролета 1 : 200 была продута в аэродинамической трубе и успешно выдержала различного рода нагрузки.

Использованы иллюстрации ЗАО «Институт «Стройпроект»

Отправить статью друзьям: