Погода
Реклама

Реклама



Скоростные магистрали улично-дорожной сети Новосибирска: приговор пробковой проблеме

23 Сентябрь 2013

Формирование системы скоростных магистралей может коренным образом изменить ситуацию на новосибирских дорогах. В каких направлениях будет реализована программа строительства местных фривеев, почему нельзя отступать от запланированных решений, какова эффективность мер для организации непрерывного движения автотранспорта в городе? Ответы на эти и другие вопросы искал наш корреспондент.

Удивлению автолюбителей не было предела, когда в конце августа на пресс-конференции главы Ленинского района Новосибирска Константина Пономарева прозвучала информация о том, что размещение транспортной развязки над железнодорожными путями на Западном жилмассиве предусмотрено не там, где сегодня расположены железнодорожные переезды по улицам Порт-Артурская или Связистов, а совсем в другом месте. Чиновник сказал: «Развязку надо возвести на улице Дукача, с выходом на Станционную. Стоимость вопроса – 1 млрд 200 млн руб. Сейчас идет обоснование инвестиций, пытаемся попасть в федеральную программу строительства дорог».

Какие основания для подобного заявления были в распоряжении у руководителя администрации крупнейшего района Новосибирска? Почему локализация важной для жителей левобережья развязки, постоянно застревающих в пробках на переезде, так нелогично перенесена далеко на запад, к границе городской черты? Все дело в том, что размещение таких дорогостоящих серьезных объектов транспортной инфраструктуры является выверенным и просчитанным решением. Все инфраструктурное строительство в таком мегаполисе как Новосибирск – это непрерывная масштабная работа по созданию дорожного скоростного транспортного каркаса города – сети скоростных магистралей, где движение вообще не регулируется светофорами, либо — в самой малой степени. Основанием ее является утвержденная «Схема развития улично-дорожной сети Новосибирска до 2030 года».

План скоростного развития

Резкий рост числа автомобилей, взрывное увеличение автомобильного парка и, соответственно, автомобильного трафика на дорогах Новосибирска поставили в повестку дня строительство скоростных магистралей. Потребность в строительстве фривэев ощущается в каждом крупном российском городе-миллионнике. Такая сеть скоростных автомобильных магистралей должна обеспечить беспрепятственную транспортную связь между различными городскими районами и пропустить транзитный транспорт, повысить связность улично-дорожной сети городской территории, расчлененной большим числом естественных и искусственных преград, а также снизить транспортную нагрузку на центральную часть города – такие задачи возлагаются на скоростной контур города.

Сегодня уровень автомобилизации в Новосибирске, по словам первого вице-мэра Владимира Знаткова, уже превысила уровень в 310 автомобилей на 1000 горожан, в собственности граждан зарегистрировано 389 тыс. автомобилей. По результатам мониторинга более 30% из них постоянно выезжают на улицы города, а это порядка 130 тыс. легковых автомобилей. Однако сегодняшний вид улично-дорожной сети города, выраженный в цифрах, не внушает оптимизма. В настоящее время плотность магистральной улично-дорожной сети, являющейся основой развития и общественного транспорта, составляет всего 0,52 км/кв. км при нормативном показателе в 1,5 км/ кв. км, т. е. почти в три раза меньше нормы. В кризисные годы магистральная сеть улиц фактически не прирастала новыми километрами. И при растущем числе автомобилей это сразу сказалось на скорости передвижения по городу.

В крупных городах зарубежных стран создается двухконтурная конфигурация улично-дорожной сети. Первый контур – это улицы и проспекты. Движение автомобилей по этому контуру регулируется светофорами. Автомобиль является «хозяином дороги» только на фривеях (хайвеях) - скоростных магистралях, которые образуют второй контур. Сеть скоростных магистралей, пронизывающих города, представляет собой систему магистралей непрерывного движения, которое обеспечивается многоуровневыми развязками и даже тоннелями.

По словам одного из ведущих транспортных экспертов страны Михаила Блинкина, перед российскими городами стоит «осмысленная и важная задача создания скоростной сети дорог. Скоростная магистраль отличается от улицы тем, что на нем не стоят дома, это магистраль, отделенная от пятна застройки, на которую можно въехать только со специально обустроенных въездов, а не со двора. Такое разделение американские планировщики ввели еще в конце 40-х годов прошлого века. Позднее его заимствовали многие европейские страны, корейцы, китайцы. Хочется верить, что потихоньку мы это тоже освоим».

Скоростной контур и обычная улично-дорожная сеть города дополняют друг друга. Впрочем, пока ни один российский город-миллионник не может похвастать такой скоростной системой. Обеспечить беспрепятственную транспортную связь между берегами Оби, между различными городскими районами и пропустить транзитный транспорт, повысить связность улично-дорожной сети городской территории, расчлененной большим числом естественных и искусственных преград, а также снизить транспортную нагрузку на центральную часть города – такие задачи решает скоростной контур города.

Скорость по-новосибирски

Основы скоростного транспортного каркаса улично-дорожной сети были заложены в генеральных планах Новосибирска еще в прошлом веке. Первая новосибирская скоростная магистраль начала строиться еще в далеком 1980 году, а закончилось строительство в 2007-ом. Двадцать семь лет — столько строилась Ипподромская магистраль, которую с некоторой долей условности можно называть скоростной. Но без нее уже невозможно представить инфраструктурную сеть нашего мегаполиса. А объехать загруженный автомобилями центр можно только по этой магистрали.

Сейчас улично-дорожная сеть Новосибирска имеет свой стратегический план развития. Потому глава Ленинского района и удивил новосибирцев своим заявлением о строительстве транспортной развязки на ул. Дукача на Западном жилмассиве. Этот план развития дорог города изложен в документе - «Схема улично-дорожной сети Новосибирска до 2030 года», разработанном несколько лет назад проектным институтом НИПИ ТРТИ (Санкт-Петербург). Чтобы построить скоростной контур и довести улично-дорожную сеть города до нормативного состояния, потребуется 255 млрд руб. Сумма, конечно, заоблачная. То есть нужно каждый год вкладывать в дорожное строительство города-миллионника более 20 млрд руб. Пока же суммы, инвестируемые в новые дороги и транспортные развязки Новосибирска, в несколько раз меньше.

Сеть скоростных магистралей, которая будет в перспективе сформирована в Новосибирске, по мнению проектировщиков, должна обеспечить устойчивые внутригородские транспортные связи и быстрое перемещения из точки А в точку Б по территории города. Перспективная сеть скоростных магистралей включает в себя несколько участков (см. рис. 1). Стержневым в теле города станет скоростной участок «север-юг». Он уже включает в себя существующую формирующуюся магистраль непрерывного движения по Бердскому и Старому шоссе, улице Большевистская и Ипподромской магистрали, в перспективе этот участок будет соединен с Северным обходом Новосибирска, для чего будет построена Ельцовская магистраль на севере города.

Второй скоростной участок соединит запад и восток Новосибирской агломерации. В ее состав включена перспективная Тульская скоростная магистраль (от выхода на Ордынскую трассу, мимо Хилокского рынка далее вдоль речки Тулы в левобережье), с выходом на строящийся третий мост через Обь, и далее на Восточный обход Новосибирска. Этот участок скоростного каркаса имеет название «Юго-Западный транзит». Проект оценен в сумму 60 млрд руб.

Третий участок сети скоростных магистралей Новосибирска будет сформирован в левобережье. В его состав войдут участки реконструируемого Советского шоссе с выходом на третий строящийся мост, а также новая рокадная скоростная магистраль параллельно Оби на север в обход центра левого берега – площади Маркса с выходом на перспективный четвертый мост и микрорайон Затон.

В целом же, суммарная протяженность скоростного каркаса Новосибирска после реализации всех мероприятий составит порядка 120 км. Планируется, что до 2030 года в целом каркас будет сформирован (рис. 2).

Пятый мост и другие

Однако решить проблему заторов в Новосибирске нельзя без строительства мостовых переходов через Обь. Через год состоится открытие движения по третьему мосту в Оловозаводском створе. Определились городские власти и с четвертым мостовым переходом. В его составе будет многоуровневая развязка в левобережье Новосибирска. Глава Ленинского района Евгений Пономарев рассказал:

«В проекте четвертого моста, который получил название Центрального, предусмотрена трехуровневая развязка на площади Труда и площади Энергетиков. Мэр уже назвал ее ориентировочную стоимость — более 6 млрд рублей. Без этой развязки мы, к сожалению, не распутаем тот клубок проблем, который есть на этом участке. Другого варианта просто нет, кроме как строить трехуровневую развязку».

Судя по грандиозности замаха, строительство этого транспортного объекта займет срок не менее чем до конца нынешнего десятилетия.

Однако и третий, и четвертый мостовые переходы – это ответ на вызов сегодняшних потребностей города. Впрочем, автомобилизация не стоит на месте, как известно, прирост парка легковых автомобилей в Новосибирске каждый год составляет от 35 до 40 тыс. единиц. Через небольшой по историческим меркам промежуток времени замаячит перспектива и пятого, и шестого мостовых переходов, - город растет, строятся новые жилмассивы, осваиваются новые территориии. Разработчики «Схемы развития улично-дорожной сети Новосибирска до 2030 года» предусмотрели и такой поворот событий. Пятый мост предусмотрен в составе еще одного скоростного диаметра, связывающего Северный обход Новосибирска и улицу Станционную на левом берегу. Одним из ее участков станет перспективная магистраль – улица Объединения, проложенная по пойме Ельцовки-2, и которая со временем станет дублером ул. Богдана Хмельницкого. Андрей Ксензов, вице-губернатор Новосибирской области называл эту магистраль «началом строительства пятого моста через Обь». Впрочем, после запуска движения по этой магистрали будет существенно улучшена ситуация в направлении крупных быстрорастущих жилмассивов Новосибирска – «Снегири», «Родники» и поселка Северный. Стоимость сооружения этой четырехполосной дороги, протяженностью 1,38 км составляет 296 млн руб. Вскоре начнется строительство участка от ТЦ «МЕТРО» на Красном проспекте до ул. Лебедевского и далее к ул. Фадеева. Его пуск позволит автомобилистам Калининского района объезжать существующие узкие места и выезжать на главную магистраль города.

Впрочем, если магистраль по улице Объединения продлить до ул. Жуковского и далее в створ перспективного пятого моста возле Новосибирского зоопарка, как намечено целевой программой и «Схемой улично-дорожной сети Новосибирска до 2030 года», формирование скоростной дорожной сети начнется и в этой части сибирского мегаполиса. А вот одним из ответвлений от этого направления скоростного движения как раз и станет транспортная развязка на ул. Дукача, о которой рассказал глава Ленинского района.

Новосибирским автолюбителям интересно будет узнать и о других участках развития улично-дорожной сети, которые вошли в перечень дорожных строек.

В левобережье города Новосибирска все более актуальней становится продление улицы Станиславского на Затулинку. Здесь активно растет и развивается новый Акатуйский жилмассив, и его жителям необходим выход в центральную часть левобережья, поскольку пропускная способность существующих выездов (Винаповский мост и ул. Сибиряков-Гвардейцев) уже исчерпана.

Среди запланированных к строительству улиц много интересных и неожиданных решений. Оказывается, улица Трикотажная станет частью новой Космической магистрали, поскольку от перекрестка с ул. Авиастроителей предполагается пробить полуторакилометровую дорогу по улице Костанаева к Богдана Хмельницкого в районе кинотеатра «Космос» и далее к Северному обходу.

Также улица Авиастроителей будет доведена к точке, где сегодня расположен ТЦ «Мегас» на Ипподромской, через частную застройку. Предполагается реконструкция улицы Автогенная в Октябрьском районе, которая свяжет Кошурникова и перспективный шестой мост, который получил наименование «Мелькомбинатовский».

Сейчас трудно верится, что когда-то по территории Новосибирска пролягут скоростные магистрали и новые улицы и проспекты. Но город все равно встанет перед необходимостью строить дорожную транспортную инфраструктуру. Некоторые аналитики уже назвали сумму, высчитанную составителями «Схемы развития улично-дорожной сети Новосибирска» в 255 млрд руб., нереальной. Но без развития дорожного строительства город встанет в одну большую пробку. Тут важно вспомнить одно предупреждение, сделанное экспертом Михаилом Блинкиным, который сказал:

«Наши города еще не видели масштабных пробок. Даже Москва - относительно малоавтомобильный город (всего 400 машин на 1000 жителей). И мегаполис, несмотря на огромные заторы на дорогах, не выбивается из суточного транспортного режима».

Чтобы не доводить ситуацию до коллапса, в городе важно наращивать темпы дорожного строительства. Не все объекты, вошедшие в «Схему развития улично-дорожной сети Новосибирска до 2030 года», будут построены, но необходимость преодоления отставания в развитии инфраструктуры города уже встала со всей остротой.

Отправить статью друзьям: