Погода
Реклама

Реклама



Что делать в случае аварии? Оформление ДТП

2 Сентябрь 2013

Счастлив тот, кто не попадал в аварии. К сожалению, российская статистика говорит о том, что практически каждый водитель хоть раз попадал в ДТП и не понаслышке знает, какова степень нервозности и эмоционального напряжения в подобной ситуации. Дорожно–транспортные происшествия, как это ни прискорбно, происходят регулярно. Постараемся разобраться, как же наиболее правильно следует вести себя после аварии, чтобы не упустить чего–то важного и минимизировать ущерб.

Текст: Стас Захаркин

По правилам дорожного движения, первыми действиями водителей после столкновения должно стать включение аварийной сигнализации и установка знака аварийной остановки (в городе - за 25 метров до машины, за городом - за 50 метров), после чего они обязаны сообщить о случившемся дорожно-патрульной службе и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по номеру 112. Не нужно спешить с вызовом эвакуатора, поскольку до определенного момента все должно оставаться на своих местах. В стандартной ситуации сразу по приезду работники ГИБДД начинают оформление ДТП с составления четкой схемы происшествия.

Их главная задача заключается лишь в фиксации самого факта аварии и перечислении внешних повреждений автомобилей. Важно помнить, что нельзя до их приезда перемещать транспортные средства и предметы, имеющие отношение к аварии, поскольку эти доказательства покажут максимально точную картину произошедшего и помогут выявить правых и виноватых. В случаях при оформлении ДТП, когда в происшествии сложно разобраться, большую роль может сыграть техническое состояние автомобиля. Здесь учитываются такие факторы как лысая резина, неисправные фары или просроченный техосмотр.

Пойти на мировую и разойтись без официального оформления ДТП реально лишь в том случае, когда ущерб минимален и виновник аварии сполна компенсировал ущерб на месте. Лишь бы в этом случае ремонт не оказался гораздо дороже, чем было заплачено, или не получилось бы так, что невиновные стали виноватыми, поэтому без визита ГИБДД обычно сложно обойтись, тем более если помимо автотранспорта пострадало хоть одно лицо. Покинуть место ДТП можно лишь в экстренном случае – для доставки пострадавших в больницу.

Поведение водителя сразу после аварии считается очень важным. В первую очередь необходимо постараться держать себя в руках и оставить все разгневанные эмоции при себе. Спокойствие и никакой паники! Не нужно также сразу же соглашаться признавать себя виновным и брать на себя какие-либо обязательства. Неплохо было бы расслабиться и взглянуть на происходящее с точки зрения мудрого человека. Пререкания с другими причастными к аварии лицами до и после приезда сотрудников автоинспекции могут лишь усложнить и без того неприятную историю.

Драка, ссора и спор между участниками происшествия вряд ли поспособствуют разрешению вопроса о виновности. Зачастую при оформлении ДТП полицейские оказываются на стороне того, кто более рассудителен и приятнее в общении, а тому, кто ведет себя агрессивно и импульсивно, как раз и приписывают вину. Спорить с людьми в погонах не рекомендуется.

Если есть основания полагать, что основной причиной аварии стали неблагоприятные дорожные условия (неисправность светофора, скользкое и неровное покрытие, недостаточная видимость, неудовлетворительное состояние обочины, недостаточная освещенность проезжей части, отсутствие дорожных знаков или неправильное их применение и расположение) или дефекты дорожного покрытия (яма, выбоина, трещина, открытый люк), необходимо требовать при оформлении ДТП акт осмотра дорожных условий и проследить за его правильным составлением.

Самыми главными документами здесь станут описи и протоколы, а также подробная и тщательная фиксация всех сопутствующих обстоятельств. И комиссия, и судебные инстанции будут делать свои выводы, основываясь именно на этих документах. Ни в коем случае нельзя подписывать незаполненный протокол или другие «чистые» листы.

Сотрудники ГИБДД при оформлении ДТП предложат пройти обследование на содержание алкоголя в крови участников аварии. Ни в коем случае не отказывайтесь от него, но требуйте освидетельствования в специализированном медицинском учреждении. В то время, пока участники ДТП проходят экспертизу на трезвость при оформлении ДТП, сохранность оставленных на месте аварии транспортных средств и вещей в них целиком лежит на работниках автоинспекции.

Не менее важен момент поиска свидетелей, которые помогут в разрешении спорных ситуаций. Стоит быть готовыми к тому, что мало кому захочется тратить своё драгоценное время на чужие проблемы. В первую очередь следует обращаться к другим автолюбителям, которые из чувства солидарности согласятся помочь. Особо ценными станут зеваки, которые видели саму аварию, а не её последствия. Не теряя ни минуты, необходимо записать их координаты (номер машины, имя, контактный телефон, адрес), а если под рукой окажется мобильный телефон - зафиксировать их показания через видеосъемку или диктофон, ведь ждать представителей правоохранительных органов можно очень долго.

После разговора с лучшим другом или опытным в подобных ситуациях лицом, необходимо не забыть сообщить о случившемся своей страховой компании, чтобы там зафиксирвали страховой случай, или адвокату, если таковой имеется. Грамотный адвокат подскажет, как минимизировать сумму выплат либо понести более легкое наказание. Виновник аварии обязан связаться со своим страховщиком не позже, чем через 5 дней после произошедшего.


Мнение экспертов

Евгения Табатчикова, руководитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области:

– На нашем сайте висит инструкция о том, что необходимо делать в случае ДТП. Вообще, можно констатировать, что в последнее десятилетие органы внутренних дел не поспевают за резкой автомобилизацией нашего города. Мы имеем всего от трех до пяти экипажей на один район города, выезжающих на место аварии (в зависимости от размера района).

Значительная часть ДТП – это мелкие аварии. Имеются в виду те ДТП, в которых речь идет исключительно о материальном ущербе при отсутствии пострадавших и погибших. В таких случаях я рекомендую использовать услуги службы аварийных комиссаров – это специально обученные, грамотные люди, которые могут оформить ДТП.


Алексей Орлов, исполнительный директор службы аварийных комиссаров САС 54:

– В первые минуты после транспортного происшествия необходимо, прежде всего, сохранять спокойствие. Следует включить аварийную сигнализацию, поставить знак аварийной остановки, выяснить, имеются ли пострадавшие или погибшие, и при необходимости оказать первую помощь.

После аварии ни в коем случае нельзя передвигать машины с места ДТП. Убрать машину может только сотрудник ДПС. Конечно, если машина улетела в кювет и ее нужно перевернуть, для того чтобы вытащить человека, это придется сделать. Сотрудники ГИБДД уже на месте будут вынуждены разбирать схему происшествия ДТП. Впрочем, насущная необходимость передвигать машину возникает редко.

Однако можно также воспользоваться услугами службы аварийных комиссаров. Они работают в Новосибирске и области с 2005 года. Аварийный комиссар имеет право оформить ДТП без участия ГИБДД. На месте составляется схема и рапорт, после чего документы отвозятся в ГИБДД, где фиксируется факт дорожно-транспортного происшествия.

Преимущества аварийных комиссаров очевидны: не нужно ждать инспекторов ГИБДД. Порой сотрудник ГИБДД может ехать и два, и три часа, в то время как аварийный комиссар приезжает в течение 20 минут – одного часа. К тому же минуется много лишних этапов. Ведь по приезде инспектора ГИБДД и составления схемы ДТП необходимо будет еще съездить в отделение полиции, написать объяснительную. На все это может уйти ума времени при оформлении ДТП.

Однако аварийные комиссары ограничены законом. Оформление ДТП может происходить только при отсутствии пострадавших и погибших и при взаимном согласии сторон. Также в ДТП не должно присутствовать состава административного правонарушения: водитель должен быть трезв, у него должно быть все в порядке с документами.

Метки статьи: оформление ДТП

Отправить статью друзьям: