Погода
Реклама

Реклама



Газовое топливо всегда и везде

11 Июнь 2013

3 июня правительство России приняло постановление об обязательной продаже газового топлива на автозаправочных станциях. Об этом говорится в сообщении на сайте Белого дома. Согласно документу, все АЗС должны обеспечивать возможность заправки транспортных средств газовым топливом. Ранее в перечне продукции, которую автозаправки должны предоставлять в обязательном порядке, фигурировали только горюче-смазочные материалы.

По оценке главы российского правительства, использование газа автомобилями позволит повысить «общую конкурентоспособность экономики страны». Автомобили на природном газе ─ один из самых перспективных видов транспорта. «Затраты топлива в два раза ниже, чем у дизельных двигателей, и в два раза ниже, чем у бензиновых», ─ заявил Медведев, отметив, что другие страны уделяют много внимания альтернативным видам топлива. Вероятно, премьер-министр имел в виду Пакистан, Иран, Бразилию и Италию, где существуют достаточно эффективные и притом жесткие меры, направленные на стимулирование рынка газового топлива и газовых автомобилей.

В настоящее время в России существует около 250 газовых автозаправочных станций. Стоимость одной такой станции составляет 100 миллионов рублей. По оценке «Газпрома», по России ездят около 86 тысяч автомобилей с газовыми силовыми установками (Министерство энергетики России оценивает их число в сто тысяч единиц), причем на протяжении двух лет этот показатель практически не менялся. Речь идет о машинах, работающих на компримированном (сжатом) или сжиженном природном газе (в качестве автомобильного топлива используется метан). Для сравнения, в 2004 году в России были зарегистрированы всего 40,5 тысячи газобаллонных автомобилей. Крупнейшими потребителями газового топлива в России являются Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Челябинская и Ростовская области, а также Кабардино-Балкария и Северная Осетия. Общий спрос на сжиженный природный газ ежегодно составляет в среднем 340 миллионов кубометров.

Гораздо более развит парк автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (пропан-бутан), являющемся продуктом переработки попутного нефтяного газа. Его производителями в России выступают нефтедобывающие компании. В 2010 году Министерство энергетики России подготовило доклад о развитии газового транспорта в стране, согласно которому количество автомобилей, работающих на пропан-бутане составляет около миллиона единиц. Заправочных станций, продающих такой газ, гораздо больше ─ чуть больше трех тысяч. Таким образом, общее количество газобаллонных автомобилей в России составляет 1,1 миллиона единиц, или 2,2 процента общего размера автомобильного парка страны. По данным ГИБДД, размер российского автопарка сегодня составляет около 50,5 миллиона машин.

До сих пор какого-либо продуманного плана по развитию рынка газового топлива в России не существовало. Отсутствовали и какие-либо государственные программы по переводу муниципальной техники на газовое топливо. Однако, выгоды от использования газа могут быть ощутимыми. Перевод автопарков госкомпаний и городского транспорта на газовое топливо позволит значительно сократить бюджетные расходы (стоимость метана в среднем в три-четыре раза ниже цен на бензин). При этом увеличение количества газозаправочных станций позволяет создавать дополнительное количество рабочих мест. Наконец, немаловажным фактором считается и срок службы газобаллонных автомобилей, износ силовых установок которых после переоборудования для работы на газу уменьшается в два-три раза. Эти же факторы в 2010 году называло Министерство энергетики России, которое также добавило, что стимулирование рынка газового топлива позволит снизить темпы роста инфляции. По данным ведомства, одним из факторов роста инфляции является увеличение цен на моторное топливо. При активном развитии рынка газового топлива возникнет конкуренция, и нефтяные компании будут вынуждены сдерживать или даже снижать розничные цены на традиционные виды горючего. Для крупных городов с большим количеством транспорта важен также и экологический фактор. Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей с бензиновым двигателем, переоборудованным для работы на компримированном газе (при этом возможность работы на бензине сохраняется), на 70 % меньше, чем у чисто бензиновых и на 53 %, чем у дизельных. При этом в таких выхлопных газах содержится в десять раз меньше оксида углерода, в два раза меньше окислов азота и практически отсутствует сажа.

Вполне возможно, что постановление об обязательной продаже газового топлива на автозаправочных станциях может стать сигналом к широкомасштабной «газовой реформе». Алексей Барковский, директор сети новосибирских АЗС «Стандарт», предвидит, чтодля оборудования заправок газовым топливом могут потребоваться значительные инвестиции. «Я даже примерно не представляю, сколько может понадобиться денег – говорит Барковский - Вообще, мне кажется, не все заправки, на которых продают бензин, получится оборудовать под продажу газомоторного топлива. Ведь для бензина и газа существует разные технические условия, пожарные нормативы и разрешительная документация». Директор «Стандарта», считает, что в принципе оборудование заправок газом реализуемо, просто вначале необходимо все подробно просчитать.

Сергей Русов, представитель сети заправок «Синтез», сомневается в том, что вообще возможно перевести все АЗС на газ. «Как можно обязать всех? – вопрошает Русов. – Есть же коммерческие структуры, не находящиеся в распоряжении государства. С другой стороны, вполне возможно, что на территории муниципальных автотранспортных предприятий будут строить заправочные станции с обязательным наличием газа». Сам Русов признался, что на сети заправок «Синтез» газ не продаётся. «Только необходимое оборудование стоит около трех миллионов рублей. Плюс деньги на установку. Плюс лицензия и согласование. И все это при учете того, что в городе мало транспорта, работающего на газе» - делится представитель сети заправок «Синтез». Русов не понимает, как можно расширить городские заправки, которые буквально втиснуты в городские магистрали. «Есть ведь совсем маленькие заправки. Стоит 2 поста с бензином, а кругом дорога. Куда тут можно поставить еще пост с газом? Я уж не говорю о том, что, видимо, придётся менять противопожарные требования. Газ и бензин по нынешним нормативам не должны находиться близко друг к другу» - говорит Русов. Оборудование всех заправок газом ему просто не представляется возможным.

Судя по всему, правительству России добиться быстрого перевода значительной части автопарка на газ никак не получится. Не исключено, что нефтяные компании, получающие сверхприбыли от продажи бензина по растущим ценам и способные активно лоббировать свои интересы, будут активно мешать этому переходу.

Метки статьи: газовое топливо

Отправить статью друзьям: