Погода
Реклама

Реклама



Конформизм бюджетных автомобилей

4 Февраль 2013

Сегмент бюджетных автомобилей выступает индикатором авторынка. Показатели продаж разных моделей демонстрируют разнонаправленные векторы. Бюджетный сегмент завоевал на нашем авторынке сильные позиции, однако дилеры вынуждены ежегодно повышать цены. Что ожидает этот класс машин в наступившем 2013 году? В этом разбирались совместно с новосибирскими автодилерами корреспонденты «Авто и Сити».

В начале года, как гром среди ясного неба, прозвучало сообщение: ряд автопроизводителей решили увеличить цены на самые ходовые модели на отечественном рынке. Причем в список моделей, на которые переписали ценник, попали бюджетные иномарки. Это, казалось бы, странное решение, поскольку ни один производитель не достигнет успеха в России, не имея в своей линейке бюджетного автомобиля.

На сегмент бюджетных иномарок в прошлом году пришлось более 20% автомобильного рынка страны. Их доля выросла на 2,3 процентных пункта - до 20,6%.

Популярность сегмента аналитики объясняют просто – соотношение «цена-качество». Кроме того, более 50% российского парка автомобилей старше 10 лет. Автомобили физически изношены и автовладельцы будут менять их в любом случае. «Бюджетные» иномарки будут первыми, на которые будут смотреть наши автолюбители при выборе нового автомобиля, поскольку у них соотношение «цена-качество» на высоком уровне.


Бюджет-стори

Истории бюджетного сегмента на автомобильном рынке скоро будет как два десятка лет. Началась она в середине 90-х годов прошлого века, когда в Москву приехал Луи Швейцер, руководитель французского концерна Renault. Он, увидев, что обедневшие россияне в те годы сметали из автосалонов модели АвтоВАЗа ценой в 4-5 тыс. долларов, не только немало удивился, но и задался вопросом: как сделать автомобиль с такой ценой и пробиться на рынки развивающихся стран.

В результате родился проект «5000 евро», после чего появился бюджетный автомобиль Logan. Его проектирование началось в 1998 году, а в 2005 году она уже встала на конвейер в России. Для достижения запланированной отметки в 5000 евро разработчики применили целый ряд решений по снижению себестоимости – как на этапе проектирования автомобиля, так и в процессе его производства. И хотя сейчас ценник автомобиля на рынках разных стран Европы начинается с 7 700 евро, все же эксперимент с созданием бюджетного автомобиля признан удачным. Недаром французский концерн благодаря этим автомобилям в 2012 году впервые в своей 100-летней истории продал больше автомобилей за пределами Европы. Вслед за Renault в сегменте бюджетных иномарок стали пробовать силы и другие именитые автомобильные компании. Сейчас, по прошествии более чем десятилетия, можно сказать, что бюджетный класс играет серьезную роль на автомобильном рынке даже в развитых странах, что нашло понимание и привело к созданию аналогичных моделей и другими автопроизводителями. Но самое главное, миллионы людей из многочисленной армии автолюбителей бюджетных автомобилей седанов и хэтчбеков не разочарованы.

Автоконцерны, которые пришли всерьез и надолго на отечественный рынок, усвоили одно правило – только выпуск бюджетных автомобилей может принести коммерческий успех на автомобильном рынке РФ. Зарубежные производители, подписавшие соглашения о работе в режиме промсборки, расширяют мощности своих заводов в России. Первыми на конвейер встают бюджетные иномарки, именно они способны отбить вложенные инвестиции. Такая стратегия приносит свои плоды, о чем свидетельствует статистика.

Примечательно, что те автомобильные компании, которые последовали данному рецепту, стали лидерами по продажам иномарок на автомобильном рынке России: Chevrolet, Renault, KIA, Hyundai, Volkswagen.

Например, доля бюджетных автомобилей в продажах Renault более 56%, а с учетом и нового Duster – и все 80%. Единственная бюджетная модель Solaris в модельной линейке Hyundai дает 63% продаж корейской марки. Почти половину продаж родственного корейского автопроизводителя обеспечил бюджетный KIA Rio. Два из пяти проданных «народных» немецких автомобилей в РФ пришлись на Polo Sedan.


Перспективы ближние и дальние

Увидев успешность такой бизнес-модели, в сегмент «народных автомобилей уже устремились французские компании Peugeot и Citroen, чешская Skoda и японская компания Nissan. Смогут ли данные модели стать «убийцами Logan»?

Еще два-три года назад Logan был бестселлером на отечественной рынке. Однако уже сейчас модель уступает более успешным одноклассникам. В наши дни покупатели с ограниченным бюджетом и пылкими мечтами о личном автомобиле в первую очередь поглядывают на недорогие корейские машины российской сборки. Аскетичный дизайн Logan теперь не в почете.

Наступивший год будет непростым для бюджетных автомобилей. Выход новых моделей резко обострит конкурентную борьбу среди бюджетников.

В самом начале года в салонах автодилеров появится новый автомобиль с бюджетным ценником – Nissan Almera. Насколько он будет востребован и как воспримет его рынок – предсказать очень сложно. Впрочем, если бы данный дебют состоялся в начале прошлого года, когда рынок «рос как на дрожжах», без сомнения его ожидал бы успех.

Как воспримет отечественный рынок две другие бюджетные французские новинки – Peugeot-301, Citroen Elysee? Французский тандем все же немного опоздал с выходом на отечественный рынок. Но эти новинки будут интересны автолюбителям. В самом конце года планирует вывести на рынок модель Skoda Rapid, которая будет располагаться на верхней границе бюджетного сегмента и должна повторить успех первого поколения Octavia.

Не оставляет попыток серьезно закрепиться в сегменте Chevrolet. В первом квартале начнутся продажи в дилерских центрах Chevrolet Cobalt - это будет основным событием марки в 2013 году, которые будут поставляться из Узбекистана. Оттуда же прийдут рестайлинговые Lacetti и Nexia. Руководители Chevrolet оценивают потенциал продаж каждой модели по 30-35 тыс. штук в год.

Впрочем, Renault уже подготовил ответ конкурентам – в течение года на конвейер встанут новые Logan и Sandero.

Конкуренция на рынке бюджетных автомобилей обострится еще и по причине китайской экспансии. Не секрет, что подавляющая часть поставок из КНР – это конкуренты бюджетных иномарок. Не даст спокойной жизни и воскрешение в самой ближайшей перспективе японской марки Datsun, которая построит свои бюджетные автомобили на автовазовской платформе 2190 (Granta-Kalina). Первые две модели планируется вывести на рынок в следующем, 2014 году.


МНЕНИЯ

Директор автоцентра «Сибирские моторы», официальный дилер NISSAN в Новосибирске:

«Ежегодно дорожают все автомобили. В какой-то мере это можно понимать как некий ответ на инфляцию. Просто цена подтягивается до ее реальных размеров. Я бы хотел напомнить, что в каждом сегменте - есть свой клиент. В премиальном клиент может и вовсе не обратить внимание на подорожание модели, например, на 50 тыс. руб. А в бюджетном сегменте клиент заметит подорожание даже на несколько тысяч, особенно если автомобиль покупается в кредит.

Более того, дилеры сами не могут поднимать цену на продаваемые автомобили – цену определяет производитель и дистрибьютор. А дилер реализует автомобиль в рамках поставленных ему условий со стороны производителя.

Определенные надежды мы связываем с выходом на рынок модели Nissan Almera. С точки зрения потребительских характеристик, новая Nissan Almera для россиянина - просто находка. Машина имеет все необходимые варианты комплектации, плюс огромный багажник, простор на местах для задних пассажиров - по объему практически сравним с бизнес-седаном Teana. Новая Nissan Almera, на мой взгляд, очень удачная модель с точки зрения функциональности, и я думаю, что ее ожидают очень хорошие продажи. Almera начнет продаваться с февраля 2013 года».


Сергей Гусев, генеральный директор ОАО «Новосибирск-Лада»:

«Повышение цены на продукцию «АвтоВАЗ» связано с прогнозом инфляции в России в 2012 году, который составил 6,5%. В частности, LADA Samara подорожала на 3,7% - и это максимальное повышение цены по всему модельному ряду. Минимальная наценка - на автомобили LADA Priora – 2,6%.

В целом бюджетные автомобили LADA не изменили своим традициям и остаются самими недорогими среди новых автомобилей в своих классах. В начале 2013 года, предположительно, значительного повышения цен на автомобили LADA не предвидится. И опять же, это только прогноз. Напомню, что дилерские центры всецело зависят от ценовой политики «АвтоВАЗа». ОАО «Новосибирск Лада» в ближайшее время не планирует повышать цену и будет придерживаться рекомендованной цены для конечного потребителя».


Михаил Невмовенко, исполнительный директор «Сибирской ассоциации автомобильных дилеров»:

«На повышении цены могла сказаться ситуация, связанная с вступившим в силу 1 сентября 2012 года законом «Об утилизационном сборе». По этому закону за каждую новую (или подержанную) иномарку, ввозимую в Россию или произведенную на ее территории, импортеры (и физические лица) должны платить экологический утилизационный сбор. Это могло повлиять на цену импортных автомобилей, которые полностью собираются за рубежом и затем завозятся в нашу страну. Что касается автомобилей иностранных концернов, собираемых на территории Российской Федерации в режиме промсборки (заводы в Санкт-Петербурге, Калуге, Калининграде т.д.), то они получили право не платить утилизационный сбор «живыми деньгами» (но взамен в уведомительном порядке они должны представить гарантии о безопасной утилизации автомобилей). А если цена и на них все же повысилась, то это, опять же, может быть связано только с инфляционными процессами». 


Отправить статью друзьям: