08.07.2015
На систему оплаты проезда тяжелых грузовиков (полной массой свыше 12 тонн)по федеральным трассам чиновники возлагают большие надежды. В дорожных фондах появятся дополнительные 50 млрд рублей, которые можно направить на развитие магистральной сети дорог в стране. Об этом говорилось на прошедшем в Новосибирске международном транспортном форуме. Однако не все так просто, как оказалось. Федеральные ведомства не могут найти компромисс по размерам оплаты.
Удвоить протяженность федеральной дорожной сети к 2022 году – такую задачу ставит Президент РФ. Чтобы ее выполнить, необходимо изыскать дополнительные финансовые ресурсы, поскольку бюджет страны не в состоянии нести такую серьезную нагрузку. Одним из главных инструментов выполнения президентского поручения, по мнению чиновников, должно было стать взимание оплаты за проезд тяжелых грузовиков по федеральной дорожной сети. На сегодняшний день уже проведен конкурс и определен исполнитель. Им стала компания «РТ-Инвест», которая развернет и обустроит сеть пунктов взимания платы в счет ущерба, причиняемого транспортными средствами массой свыше 12 тонн при движении по дорогам федеральной сети. Решением Правительства РФ также определен срок начала функционирования системы – ноябрь 2015 года, а тариф составит 3,73 руб/км пробега.
Появление такого дополнительного финансового ресурса вызвало некоторую эйфорию у чиновников, отвечающих за выполнение президентского поручения. Так, на прошедшем международном Транспортном форуме, состоявшемся в Новосибирске, федеральные чиновники говорили о том, что проекты новых дорожных магистралей на территории регионов можно финансировать за счет появления дополнительных средств В частности, начало строительства Юго-Западного транзита Новосибирска (стоимостью свыше 60 млрд руб.) связывалось с данным источником.
Однако сегодня не все так однозначно. Федеральные чиновники пока не могут прийти к консенсусу о величине оплаты сбора с тяжелого транспорта. По мнению чиновников Минэкономразвития РФ, предложенный тариф (3,73 руб/км) пробега непомерно высок для грузоперевозчиков. Они настаивают на его кардинальном снижении до уровня 0,64 руб/км. Главный аргумент: в сложившейся сложной экономической обстановке не следует повышать фискальную нагрузку на бизнес, и нельзя разгонять инфляцию, поскольку увеличение затратной части расходов автоперевозчиков автоматически отразится на цене перевозимых автотранспортом товаров. Хотя ранее утверждалось, что согласно проведенным расчетам, на долю перевозок продовольственных и непродовольственных потребительских товаров автомобилями массой свыше 12 тонн приходится лишь 3,8% от объема перевозок, поэтому конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе негативных последствий в виде роста цен. Тариф 64 коп/км, по мнению чиновников, выведет работу новой системы «в ноль».
Правда, чиновники «Росавтодора» озвучили другую цифру. По их данным, чтобы система взимания оплаты по федеральным трассам для тяжелых грузовиков работала «в ноль», тариф должен составлять 94 коп/км.
За несколько месяцев до введения системы федеральные ведомства должны договориться об определении размера окончательной ставки. Также придется пойти на компромисс и согласиться с тем, что в ближайшие три года увеличения финансирования дорожного строительства за счет данного источника невозможно. В перспективе возможно постепенное увеличение размеров тарифа. Пока компромиссным является предложение – 1 руб./км.
Главная задача на сегодня – обеспечить расчеты с концессионером («РТ-Инвест»), запустить работу системы, поскольку проект создания системы взимания платы с владельцев грузовой техники полной массой свыше 12 тонн уникален и фактически не имеет аналогов в мире. Первоначально, режим оплаты будет распространен на федеральные трассы общей протяженностью 50 тыс. км. Правда, при таком тарифе могут быть возможны и минимальные поступления в дорожный фонд.